Художники серых стен

Как живётся в столице Дагестана бывшим и действующим уличным художникам и есть ли будущее у стрит-арта в регионе?
Как живётся в столице Дагестана бывшим и действующим уличным художникам и есть ли будущее у стрит-арта в регионе?
Согласитесь, искусство должно быть разным. Не только общепризнанные шедевры или картины, выполненные в классических техниках, способны тронуть душу. Стрит-арт по праву можно назвать голосом улиц, яркие рисунки на серых стенах — это росчерк честности и свободного мнения. Старшее поколение в Махачкале к подобной художественной честности на стенах относится с недоверием. Вместе с этим современные молодые парни и девушки с неподдельным интересом заглядываются на немногочисленный стрит-арт и граффити. Немногочисленный, потому что художников в регионе становится все меньше. 

«Граффити — это одно из немногих средств самовыражения, которое ты можешь себе позволить, даже если ты не имеешь ничего. И даже если ты не расправишься при помощи граффити с мировой нищетой, ты можешь заставить кого-то улыбаться, пока он сыт» - Роберт Бэнкс (Бэнкси), самый провокационный художник Великобритании, которого в шутку называют «арт-террористом». 
 
Бывших райтеров не бывает 

Лучше всего сложившуюся ситуацию понимают опытные райтеры, настоящие аксакалы стрит-арта. Многие, кстати, уже давно отложили баллончики в сторону и оставили попытки сделать серое ярким. Для них эпоха смелых вылазок, которые иногда заканчивались оздоровительной пробежкой от сотрудников полиции, завершилась давным-давно. Своими впечатлениями с нами поделился райтер с никнеймом 314, который в 2010 году входил в число самых активных уличных художников. 


Каким стрит-арт был несколько лет назад? 

— Его как такого не было, были отдельные работы, но они не получили большой известности, например, работа Sergio. Были некоторые социальные рисунки, которые согласовывались с мэрией к праздникам или с социальным уклоном. 

А чем стрит-арт был лично для вас в те годы? 

— С 2010 я активно болел этим, искал по городу граффити, пытался делать их сам. Тогда интернет только начал появляться в каждом доме, он не был безлимитным. Меня часто ругали за то, что весь трафик был потрачен на картинки на стенах.  

Как местные жители сегодня относятся к подобному уличному искусству? 

— Да как везде: кому-то нравится, кто-то не понимает этого, а кому-то вообще фиолетово. Первых меньше всего. Любой художник видел и любопытных зевак, и бабушек, что кричат с балкона — «На лбу себе порисуйте!». Это зависит от того как выполняется работа: легально или нелегально, на собственности частника или на госсобственности. Грубо говоря, если вы пойдете разрисовывать никому не нужный бетонный забор где-то на окраине, то вряд ли вы кому-то помешаете, если же попробуйте «забомбить» частный забор, то будьте готовы убегать.  

Что произошло с командами, которые были популярны в Дагестане в 2011 году? 

— В тот момент были две активные команды — 49crew и «СПАМ». Между ними были даже своеобразные граффити-баттлы. Но я многого не знаю об их взаимоотношениях. Могу точно сказать, что они «бомбили» на неплохом уровне, вроде позже распались, кто-то уехал, кто-то сменил деятельность. 

Это правда, что молодые и талантливые художники все чаще уезжают в крупные города, такие как Москва и Питер? 

— Я думаю не только художники... 


Есть ли в регионе провокационные художники? Как они справляются с общественным давлением?  

— Кроме дуэта Bat-and Dark, вероятно, нет. Общественное давление? Да никакого давления собственно и нет. Был, правда, случай. У них была работа, олицетворяющая пороки человека. Некоторых возмутило наличие свастики, рисунок даже закрасили, это вызвало недоумение. С уверенностью могу сказать, что социального давления они не боятся. У них были вызывающие работы, и будут еще, уверяю.  

На ваш взгляд, стрит-арт должен быть провокационным или наоборот, поддерживать общественные устои? 

— На мой взгляд, он должен быть свободным. Каждый сам определяет, в каком русле ему работать. 

Есть ли перспективы у стрит-арта в Дагестане и что должно произойти для расцвета этой культуры в будущем? 

— Думаю, да, но для этого нужно поднимать уровень культуры, оказывать всяческую поддержку: проводить выставки, выдавать места под рисование.  


 

Стрит-арту быть 

В 2011 году была создана первая на Северном Кавказе школа граффити, которая почему-то бесследно исчезла через несколько лет. Сегодня стрит-арт Махачкалы находится в руках отдельных художников, не объединенных ни идеей, ни стилем. Кто-то, как Bat-and Dark пытается бросить вызов обществу, кто-то аккуратно выражает свое творческое мнение на безобидных городских стенах. Разрозненные райтеры не сдаются и продолжают покрывать пыльную серость городов яркими красками. Каково это, оставаться пионером своего дела даже тогда, когда перспективы развития более чем туманные? Один из опытнейших и наиболее активных соло-райтеров Art1st поведал нам о прошлом, настоящем и будущем дагестанского стрит-арта. 


Как вы пришли в стрит-арт? С чего все началось? 

— Началось всё ещё в школе, когда перерисовывал надписи DBC (граффити-команды, которая была на тот момент в Махачкале). Рисовал надписи, не понимая, что они значат. Я думал, это какая-то хип-хоп группа. Все было на уровне скетчей и за пределы тетрадок не выходило. Намного позже, в 2009 году, мы с другом нашли в книжном магазине журнал «Граффити — искусство улиц», которая нас очень сильно вдохновила. Долгое время рисовали скетчи в тетрадках, прежде чем перейти к стенам. Однажды, выбрав стену, купили краску и пошли рисовать. Получилось, конечно, так себе, но это послужило зарядом. Правда, немного позже другу пришлось на некоторое оставить граффити и я присоединился к команде VFC. Для меня это было своего рода признанием, потому что я равнялся на райтеров из этой команды. 

Звучит так, словно раньше стрит-арт был другим. Это правда? 

— Несколько лет назад граффити-тусовка была активней. Было много райтеров, рисунков на стенах больше. Сейчас все намного тише. 

Получается, действующих райтеров в регионе почти не осталось? 

— Да, активно рисующих осталось мало. Я знаю только о команде Bat-and Dark и райтере Raino. Кто-то переехал, кто-то просто бросил. 

Ребята из Bat-and Dark, пожалуй, самые провокационные художники в регионе. Что думаете об их творчестве? 

— У них было несколько очень крутых работ, но что-то о них очень давно ничего не слышно. 


Почему вы не покинули родной город, не бросили дело и продолжаете бороться с серостью городских улиц? 

— Я очень сильно люблю Дагестан и Махачкалу, у меня всё получается и здесь. Не вижу смысла перебираться куда-либо отсюда. Но не могу сказать, что вношу большой вклад в борьбу с серостью города, потому что я всегда выбирал малоприметные площадки и в последнее время на стенах не очень активно рисую. Большинство моих работ сохранилось только на фото. 

А что сейчас вдохновляет вас творить? 

— Вдохновляет окружающий мир, люди, которые рядом, музыка, пережитые эмоции. Я не знаю, что меня ждет в будущем, но хотел бы, чтобы мой стиль был узнаваемым. 

Если рассматривать стрит-арт как способ самовыражения, каков ваш посыл окружающему миру? 

— Абсолютно никакого посыла. Большинство моих работ это никнейм, либо название команды. На мой взгляд, стрит-арт никому и ничего не должен. Каким ему быть решает только автор. 

Поговорим о насущном. Часто ли возникают конфликтные ситуации с хозяевами стенок? С полицией? 

— С хозяевами стенок никогда не было проблем, потому что я старался выбирать стены никому не принадлежащие, либо договариваться заранее. Проблемы с полицией были только один раз, когда мы рисовали легальный проект к 9 мая и на руках у нас было разрешения от администрации города. Но, видимо, тем «доблестным стражам порядка» больше нечем было заняться, и они попробовали нас забрать. С нами был отец одного из райтеров, который работает в полиции, он им и объяснил, что всё в порядке. 

А местные жители как относятся к вашему творчеству? Поступали ли когда-нибудь угрозы в ваш адрес? 

— Когда я только начинал, я очень активно тегал (оставлял свой ник на стенах – прим. Art1st) по городу. Часто слышал, что кто-то ищет меня за то, что я оставил надпись на его стене, заборе, магазине. 


Помимо полиции и социального мнения, какие еще проблемы актуальны для вас, как для райтера? С чем в первую очередь сталкивается начинающий художник? 

— Основная проблема — отсутствие краски для граффити, приходится заморачиваться с доставкой из Москвы. Второе — отсутствие поддержки со стороны властей на данный момент. 

Среди бывших райтеров очень популярно открытие собственного бизнеса. Помогает ли начинание в виде стрит-арта райтерам в серьезном деле? 

— Ну, например, из граффити меня занесло в графический дизайн, и этим я сейчас и зарабатываю. Не могу утверждать, что это помогает в каком-то бизнесе, помимо творческих направлений. 

Может ли стрит-арт возродиться в Дагестане или на субкультуре можно ставить крест? Если может, какие ресурсы для этого необходимы?   

— Может. Я думаю, для этого нам надо активней рисовать. А администрации (города или республики) выделить легальную площадку и поддерживать творческие инициативы этой субкультуры для того, чтобы развивать культуру в легальном русле. 

Сами планируете в ближайшее время реализовать какие-нибудь масштабные проекты? 

— Да, у меня есть пара задумок и, если найду поддержку у администрации и бизнеса, скоро воплощу их в жизнь. 

Фото: Открытый фотоархив Bat-and Dark в социальной сети Вконтакте, открытый фотоархив группы «==ГРАФФИТИ В МАХАЧКАЛЕ==», личный архив райтера Art1st 

Комментарии (0)

    Новости

    1550375005

    Директор строительной фирмы в Дагестане уличен в махинациях на 33 млн рублей

    1550374883

    Определен уровень инфляции в Дагестане

    1550345728

    В Новолакском районе выявлен факт хищения газа

    1550175084

    В Дагестане продлена процедура наблюдения на обанкротившемся керамзаводе

    1550173854

    Житель Дагестана из-за курения на борту попал в «черный список» авиаперевозчика

    1550171024

    Водители маршрутного транспорта в Махачкале протестуют против повышения цен

    1550164512

    В Дагестане задумались об оптимизации медицины

    1550091710

    Жителю Азербайджана дагестанские врачи подарили вторую жизнь

    1550091164

    В Хасавюрте при столкновении двух автомобилей пострадали пять человек

    1550069804

    В Махачкале водитель Газели погиб в результате ДТП

    Наши авторы

    Ольга Дьякова

    Ольга Дьякова

    Алексей Угаров

    Алексей Угаров

    Не установлено

    Сталина Лесь-Нелина

    Сталина Лесь-Нелина

    Никита Пешков

    Никита Пешков

    Дербент-портал Редактор

    Дербент-портал Редактор

    240x400
    240x400